Аутстаффинг это вывод персонала из штата. Этой услугой пользуются предприятия в тех случаях, когда имеется определенная непредсказуемость бизнеса, когда нужна переменная рабочая сила или слишком большой штат сотрудников, но нет возможности всех вводить в штат. Это позволяет компании снизить административные риски и издержки, связанные с персоналом. В настоящее время все уже хорошо понимают, что управление персоналом это не просто выплата зарплаты и ведение кадрового документооборота. Это еще и отчетность в налоговых и страховых органах, расходы, связанные с организацией и эксплуатацией рабочих мест, вопросы медицинского обслуживания персонала, страхование жизни, организация отдыха, выплаты различных премий и бонусов, оплата услуг сторонних консультантов по персоналу, корпоративное обучение, расходы на HR-департамент. Вот этих издержек и позволяет избежать аутстаффинг.
Кроме того, помимо прямого сокращения расходов, существует еще и опосредованное каждый руководитель предприятия волей-неволей тратит огромное количество своего дорогого рабочего времени на кадровые вопросы, каков бы ни был штат службы персонала. Менеджер в среднем тратит около четверти своего времени на решение административных вопросов трудовых отношений.
При аутстаффинге официальная численность предприятия остается прежней. Поэтому им часто пользуются компании, которые не хотят выходить из рамок малого или среднего бизнеса Скрытые человеческие ресурсы
При аутстаффинге официальная численность предприятия остается прежней. Поэтому им часто пользуются компании, которые не хотят выходить из рамок малого или среднего бизнеса, что увеличило бы их налоги и лишило бы определенных льгот. Этот подход актуален и в случаях, когда компания имеет жесткие ограничения по численности headcount, наложенные, например, головным офисом или уставными документами. Это важно по большей части для западных компаний, работающих на территории РФ.
Еще одна распространенная практика, когда иностранная компания не хочет открывать здесь представительство или вообще афишировать свою деятельность в регионе, она оформляет своих представителей в аутстаффинг. Помимо достижения неких политических или тактических целей компания при этом существенно экономит на открытии и регистрации своего представительства, открытии офиса и т.д. Часто оформляются таким образом специалисты, имеющие разъездной характер работы.
Компании, которые прибегают к аутстаффингу или лизингу персонала, не склонны это афишировать. Существует ошибочное мнение, что аутстаффинг это некая схема ухода от налогов. На самом деле это абсолютно законный механизм оптимизации расходов предприятия, в том числе и расходов налоговых. Для контролирующих органов это открытая информация.
Чаще всего скрытность объясняется взаимоотношениями с конкурентами: с выходом на незнакомый рынок, с подготовкой к экспансии компании в соседние сегменты или регионы, с готовящимся наращиванием бизнеса и стремлением занять большую долю в сегменте, либо с временным характером увеличения темпов. Работники напрокат
Еще один фактор, способствующий быстрому росту этой услуги, нежелание самих людей работать без официального оформления.
На аутстаффинг отправляют специалистов таких профессий, как бухгалтер, торговый представитель, водитель, грузчик, секретарь, горничная, переводчик, IT -специалист, маркетолог, специалист по работе с документооборотом, но это дорогой персонал. То есть различный административный и обслуживающий персонал. Иногда нужен ведущий нового проекта.
Кроме своих постоянных сотрудников компании часто просят у провайдера оформить у себя таких специалистов, которые не нужны постоянно в течение полного трудового дня или полной рабочей недели например, для разовых или редких погрузочно-разгрузочных работ. Нет смысла оформлять таких людей у себя, увеличивая тем самым штат.
Отличия между лизингом персонала и аутстаффингом есть. Лизинг персонала, который, как и любой другой лизинг, представляет собой долгосрочную аренду с правом выкупа. В данном случае такая «аренда» осуществляется по отношению к сотрудникам, в услугах которых компания нуждается, но на данный момент времени по каким-либо причинам, например, сезонность выполняемых работ, не имеет возможности отражать у себя в штате. Если они нужны компании-клиенту, то они работают, но если больше не нужны, все равно остаются в штате компании-провайдера, и она командирует их другим заказчикам.
Иногда компании сами приводят человека, который уже работал в компании или выбран ею. Иногда просят помощи рекрутеров.
Особенности национального аутстаффинга
Как и в любом деле, где участвуют больше двух сторон и все действия производятся через третье лицо, есть масса подводных камней. Работники опасаются, что от них могут легко избавиться, а их реальный опыт работы по определенной специальности никому не будет известен. Работодатель боится, что работники будут менее лояльны к компании, менее дисциплинированны. У провайдера есть риск финансовых потерь, если заказчик окажется неплатежеспособным, а человеку платить надо будет из собственного кармана. Все «неожиданности» должны быть отработаны и предусмотрены в договорах.
Для работников варианты оформления могут быть разные по трудовой книжке, по трудовому договору или соглашению, по договору подряда, но это всегда абсолютно официальные документы в соответствии с трудовым законодательством, с оплатой больничных, сверхурочных, трудовых, учебных и декретных отпусков.
Немаловажно при выборе заказчика внимательно изучить все документы, финансовое состояние дел компании, прозрачность расчетов, чтобы было видно, куда пошла каждая копейка. Агентство получает от компании, с которой заключен договор, зарплату для работника, компания платит все положенные налоги, а провайдер получает определенный процент от оговоренной зарплаты оформленного у него работника. В идеале это должны быть крупные компании, с большим или как минимум устойчивым оборотом, чтобы перекрыть свои риски. Провайдер решает и все трудовые споры, ведет переговоры, если работник, например, нарушает дисциплину или не справляется со своими обязанностями.
Многие путают понятие аутстаффинга с понятием аутсорсинга. Это простительно они в нашей стране только начинают развиваться. Но между ними существует значительная разница. Аутсорсинг это вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для этой компании функций, например, маркетинговых исследований, рекламной деятельности, организации питания, уборки, транспорта и так далее. В данном случае заказчик покупает не труд конкретных работников, а услугу.
В случае аутсорсинга рекрутинговое агентство может выступить в качестве провайдера. Функция провайдера аутсорсинга заключается в том, что он сводит заказчика и исполнителя и контролирует весь процесс от оформления договоров до исполнения работ. При этом заказчики просчитывают примерно, сколько это стоит, и сколько они готовы заплатить за такие работы, устанавливает стандарты качества исполнения работ, а головную боль по поиску тех, кто согласится это сделать за предложенные деньги, перекладывают на провайдера. Это нельзя назвать однозначно кадровой услугой. С одной стороны, провайдер действительно ищет кадры, способные квалифицированно выполнить тот или иной вид работ, но он должен учитывать и наличие и соответствие необходимого оборудования, и административные ресурсы, и многие другие факторы, которые могут повлиять на качество исполнения работ. Ведь договоры по аутсорсингу в таком случае замыкаются на провайдере с обеих сторон, и ответственность ложится на него.
Конечно, компания может и сама подыскать исполнителя. Но поиск кандидатов и отбор из них достойных может не только отнять много времени, но сомнителен с точки зрения объективности их оценки. Особенно это затруднительно, если вы не знакомы с рынком компаний и лиц, работающих в нужном секторе, с уровнем требований к тому или иному виду деятельности какие нужны лицензии, сертификаты, стандарты и т.п. По этим же причинам будет сложно оценить и качество исполнения работ. Как ни странно, но в случаях аутстаффинга, лизинга персонала наиболее ярко проявляется человеческий фактор. Сегодня предприниматели не могут распоряжаться человеческими ресурсами как простым средством производства и избавляться от них как от отработанного материала, когда вздумается. Но человек работает на вас, вы можете контролировать качество его работы, корректировать его график и задания.
Выбор способа оптимизации бизнес процессов остается за вами. Эти услуги недешевы сами по себе, обращение к провайдеру еще больше увеличивает их стоимость, но снижает риски. В принципе просчитать, выгодно это вам или нет, необходимо в каждом конкретном случае.